Выполнение работы по дому становится тяжелым бременем для ребенка, когда во главу угла в этом важном аспекте воспитания ставится не развитие детской инициативы, а отношение к труду как к наказанию.
Нужна ли ребёнку нагрузка в помощи по хозяйству? И как создать такие условия, при которых ребёнок сам выполняет мелкий (а порой и не очень) бытовые дела? В наши дни, когда домашний труд стал во многом проще, дети гораздо реже вовлекаются в простые, казалось бы, дела по хозяйству. И вот здесь кроется большая ошибка современников. Уважение к труду, инициатива и ответственность за выполняемое дело начинает зреть в ребёнке с малого. И домашние дела – это очень удобное поле для правильного осознания ребёнком столь важных идей для жизни.
Поэтому предлагаем вам один из секретов, как развить в ребёнке готовность и умение помогать вам в ежедневном труде по дому. Научите ребёнка всего одному вопросу: «Что ещё я могу сделать?». В беседе с мамой, помыв посуду после ужина, это будет звучать как — «Чем ещё я могу помочь тебе, мама?», а разговоре с папой утром в субботу — «Папа, не нужна ли тебе помощь на участке?».
Постановите правилом – многократно задавать этот вопрос в течение дня, особенно утром, когда определяются планы на день, и в пиковые моменты рутинных хлопот по дому – на кухне в процессе семейной трапезы, после поездки на базар и т.п.
Вариантов у вопроса «Чем ещё я могу тебе помочь, мама?» может быть множество. Но все они сводятся к одному: ребёнок использует возможность взять инициативу в свои руки и завершать её реальной помощью родителям.
Конечная цель введения этого важного вопроса состоит в том, чтобы развить в детях чувство ответственности до такого уровня, когда они сами распознавали бы проблемы, после чего сами бы их исправляли — без участия в этом взрослых.
Когда ребенок смотрит на то, что его окружает, и сразу же видит, что можно было бы исправить/улучшить и сам делает это, он проявляет инициативу и занимает активную жизненную позицию.
Люди такого мировоззрения не требуют, чтобы каждый шаг в их работе контролировался извне. Они сами сделают всё, как надо. Поэтому такие сотрудники – мечта любого работодателя, ведь они заранее знают всё о деловой этике. Наверняка, вы хотели бы, чтобы ваш ребенок вырос именно таким человеком.
Особенно удобно внедрять обязательный вопрос «Что я ещё могу сделать?» в семьях, где несколько детей. Тогда ребёнок, который плохо воспринимает эту науку, нагружается особенно большим объемом домашней работы, а другие от нее освобождаются. Такое воспитание быстрее научит детей везде и всегда задаваться вопросом: что я ещё могу сделать?
В случае, когда ребёнок в семье один, установите число вопросов за день — с выполненными заданиями после ответа. Вашим бонусом по ходу освоения ребёнком необходимости помогать и самостоятельно узнавать о нужде в помощи, будут многие приятные события:
- Никаких грязных тарелок в раковине после завершения трапезы
- Никакого липкого стола на кухне
- Никаких переполненных урн по дому
- Никаких пустующих держателей туалетной бумаги
- Никаких невыгруженных покупок из багажника машины
И всё это благодаря одному-единственному вопросу, который научатся задавать ваши дети! Мы, конечно, понимаем, что речь не в произнесённых словах, а в том навыке, который дети освоили, регулярно проявляя инициативу. И такую возможность предоставляете им вы, когда перестаёте жаловаться на отсутствие помощи и выполнять всю домашнюю работу самостоятельно.