Поведение » Почему ребенок дерется

Почему ребенок дерется

В этой статье я помогу вам ответить на вопрос, почему ребенок дерется, а также как оказать ему поддержку и решить конфликт мирно, без драки.


Чаще всего эта проблема возникает у старших дошкольников, хотя не редкость столкнуться с драками и у школьников, и даже между подростками. Что особенно неприятно, в школе драка может коснуться детей разного возраста, когда старшие унижают и бьют младших.
Своими размышлениями о методах решения этой проблемы я поделилась  с одним из друзей, который был очень озабочен поведением сына в школе: его сын дрался. И первый очевидный вывод, к которому мы пришли, был таким:

  • Необходимо понять причину, по которой ребёнок дерётся, чтобы попытаться эффективно от этого избавиться.

Это означает нужду в беседе – терпеливой и спокойной родительской беседе с недавно агрессивным ребёнком. Ваши задачи:

  • Спросите, что он чувствует, когда бьёт других детей.
  • Спросите так же, что он чувствует, когда появляется желание ударить.

Но не пытайтесь выяснить это у ребёнка в момент, когда он зол, или сразу после драки с кем-то. В такой беседе не будет толка, ведь даже взрослым трудно выразить свои эмоции на словах в момент приступов злости.

Дождитесь, пока ребёнок успокоится, ситуация уляжется, а затем просто спросите – не обвиняя (!). Ваши интонации должны быть спокойными и даже любящими, для чего постарайтесь отстраниться от обиды или недоумения внутри себя. Повторяйте сдержанно и ласково, что вы ведёте этот разговор не ради наказания, а с целью решить проблему.Будьте готовы к тому, что не каждый ребёнок сможет сразу сформулировать ответы на эти психологически сложные вопросы. Однако сама беседа, невербальные знаки и ваша интуиция сделают своё дело и обозначат для вас подсказки в понимании, что же толкает ребёнка к дракам.

Обдумайте также следующие моменты:

  • Есть ли закономерность в драках с участием ребёнка? Одни и те же дети-участники? Одни и те же ситуации?
  • Видите ли вы какие-то физические изменения в ребёнке непосредственно перед приступами рукоприкладства?
  • Какой период сейчас проживает ребёнок? Значительный переходной – с множеством стрессоров и перемен?

Чаще всего причинами детской агрессии, выливающейся в драки, являются непреодолимые тяжёлые чувства, среди которых на первом месте разочарование. Ребёнок просто не находит другого выхода таким сильным эмоциям.

Легче всего понять, примерявши ощущения на себя. Разве не происходит точно так же и у взрослых? Ведь мы тоже порой взрываемся, пусть не в драке, но на словах, используем ненормативную лексику и крик.

Представьте это чувство и поставьте себя в нём – на место ребёнка. Когда у вас нет такого жизненного опыта, такой защиты и натренированной выдержки, как у взрослого. По телу вибрирует злость, она разрывает вас изнутри, и вы перестаёте размышлять – вы делаете первое, что инстинктивно приходит на ум – крушите, бьёте или ломаете самое близкое, что оказалось под рукой… Именно так развивается данная проблема и у ребёнка, который дерётся.

Так что же мы можем предпринять?

  • Предложите самому ребёнку найти те способы быстрого сбрасывания агрессии, которые ему так же легко доступны, как и ударить кого-то младшего или замахнуться на родителя.

Любые физические упражнения, в том числе с элементами ударов – поколотить подушку, попинать диван, зашвырнуть мячом об стену, разорвать лист бумаги на мелкие кусочки, выбежать на улицу и поорать.

Обратите внимание!  Необходимо дать ребёнку перечень стратегий, которые он сможет применять ДО ТОГО, как ударить другого человека.

Этот способ не их тех, которые сработают легко и быстро. Ребёнок не сразу запомнит перечень для выбора, не сразу применит. Но ваша цель – быть вместе с ребёнком в момент агрессии, иметь возможность войти в его замкнутую систему непреодолимых тяжёлых чувств и иметь значимость друга, чтобы вовремя помогать.

Возможно, создав свой список альтернативных мер сбрасывания агрессии, вы сможете договориться о напоминаниях в момент нагнетания обстановки: «Я вижу, ты начинаешь злиться, тебе становится нехорошо. Хочешь побить подушку и выпустить пар?»

Иногда достаточно нескольких кодовых слов, чтобы напомнить ребёнку о возможности другого сценария – без рукоприкладства и последующего чувства вины и наказания от взрослых: «Предлагаю, остановиться в споре и остыть»Ваша задача – быть инициативно активным, т.е. пытаться влиять на развитие ситуации до того, как нужно будет реагировать на негативный результат развития.

  • Любая предотвращённая драка или эпизод рукоприкладства – всегда лучше, чем состоявшееся событие подобного характера.

Однако не всегда возможно повлиять на ребёнка до драки.

Что же делать, если драка состоялась?

Я думаю, здесь многое зависит от возраста ребёнка.

Для наших детей постарше правила просты. Если ты ударил кого-то в школе, ты просишь прощения прямо там. Или тут же уходишь домой, чтобы успокоиться.

Конечно, эти идеи не исчерпывают перечень методов, которые вы можете внедрять, чтобы помочь драчливому ребёнку.  Поскольку каждый ребёнок неповторим, а каждая семья имеет свои правила и принципы, к вашему ребёнку может найтись совершенно особый подход. Но в одном я абсолютно убеждена: необходимо помочь ребёнку научиться преодолевать вспышки агрессии – не унижая его и не применяя к нему ответную физическую силу со стороны взрослых.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Копирование и воспроизведение информации с сайта на других ресурсах запрещено!

Все права защищены © 2021

Свяжитесь с нами

Что-то не работает на сайте? Сообщите нам, пожалуйста.

Отправка

По всем вопросам обращаться через контактную форму.

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?

Читайте дальше
Развивающие задания для детей 3-4 лет для распечатки
Развивающие задания для малышей «Большой и маленький»

Развивающие задания для детей 3-4 лет для распечатки "Большой и маленький" помогают обучить ребенка понятию "величина". Объясните ребенку, каким образом...

Закрыть