Сегодня никого уже не удивляет требование, что к началу обучения в школе ребенок должен обладать хорошим и прочным запасом некоторых знаний и умений. Если малыш не посещает детский сад, то перед родителями может возникнуть проблема, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 5 лет. Можно воспользоваться помощью специалистов, но при желании и некоторой подготовке мамы и папы справятся с этой задачей вполне самостоятельно.
Хорошее дело — мотивация
Ребенок, правильно настроенный родителями на обучение чтению, будет заниматься с усердием и желанием. Ведь даже у взрослых мотивация играет большую роль. Конечно, есть и такие малыши, которые уже в 3-4 года самостоятельно начинают читать после знакомства с буквами, но это скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев требуется специальный настрой и помощь в овладении техникой знакомства со звуками и буквами. Средний возраст, когда ребенок готов обучаться —5 лет.
Приступая к занятиям нужно помнить, что в пятилетнем возрасте основным видом деятельности ребенка бывает игра. Поэтому не стоит сразу устраивать филиал школы на дому. Для занятий будет достаточно и 5-10 минут, но каждодневных. Родители должны понимать, что наказывать малыша чтением нельзя. Это может сформировать стойкое неприятие занятий и последующие проблемы в школе. Угрозы, упреки, нелестные сравнения с другими детьми запрещены. Подумайте, а вы сами смогли бы легко освоить новый вид деятельности?
Чтением нужно заинтересовать. А можно создать интригу: читать сказку или историю, каждый раз предупреждая, что следующая глава будет еще интереснее, а немного позже попробовать пропустить время для чтения по уважительной причине. Заинтересованный малыш будет вынужден сам брать книгу и пытаться в ней ориентироваться. В итоге он неизбежно придет к выводу, что проще самому читать, чем просить кого-то.
Днем вы учите ребенка читать, а перед сном продолжаете знакомить его с прекрасными сказками. Если вы плохо разбираетесь в детской литературе, посоветуйтесь с кем-нибудь или посмотрите списки в интернете, чтобы найти книги по возрасту. Чтение перед сном формирует и замечательную семейную традицию вечернего общения с малышом.
Мы готовы
Стоит приступать к обучению чтению после того, как налицо будут несколько признаков:
- Речь малыша стала связной, он умеет говорить большими фразами, изъясняется предложениями, осмысленно отвечает на вопросы.
- Ребенок правильно произносит все звуки, особенно шипящие «ж», «ш», «ч», «щ» и сонорные «л», «р». При наличии логопедических проблем необходимо обратиться к врачу (после 5 лет, ранее не стоит), в противном случае могут возникнуть проблему при обучении письму.
- К этому возрасту у малыша сформировано и умение ориентироваться в пространстве.
- Еще одним благоприятным показателем является умение сосредоточиться на занятии в течение 5-10 минут. Детям трудно усидеть на одном месте и долго заниматься монотонной работой. Поэтому не стоит его заставлять трудиться больше означенного времени.
Замечено, что у родителей, которые сами любят читать, и дети раньше начинают тянуться к книге. В семьях, в которых мамы и папы любят в свободное время отдохнуть с томиком или журналом, где принято вслух постоянно читать ребенку сказки и стихи, малыши начинают тянуться к знаниям раньше своих сверстников. Сегодня выбор интересных книг огромен: книжки-пазлы, панорамные буклеты, альбомы с яркими картинками и двигающимися предметами, издания 3D — можно подобрать такие, которые обязательно заинтересуют ребенка.
Готовимся к обучению
Если сами занятия по обучению чтению начинаются не ранее пяти лет, то подготовку можно вести задолго до этого. Необходимо при освоении звуков и букв развивать и такие составляющие:
- Фонематический слух (его еще называют речевым). Он помогает соотносить звуки и буквы. Несформированная способность приводит к путанице звуков, а как следствие — трудностям в обучении чтению и письму. Развивать фонематический слух помогают игровые упражнения: например, какой звук стоит вначале слова и в конце, какие слова начинаются с него и так далее.
- Чувство ритма. Оно развивается при помощи танцев и прослушивания мелодий. Все малыши любят двигаться под музыку и напевать веселые песенки. Подражая родителям, они учатся улавливать ритм, в музыкальных играх развивают ритмический слух.
Немаловажное значение имеет и выбор пособия, как легко научить ребенка читать по слогам, по которому вы будете заниматься с малышом. Недостатка в подобной литературе нет. Но многие мамы и папы по своему опыту убедились, что не любая книга или пособие подойдет для этой цели. Попробуйте для домашних уроков за основу взять учебник, в котором после знакомства с гласными «А» и «У», их начинают складывать в маленькие слова «УА» и «АУ». Познакомившись с первыми 8 буквами, ребенок уже сможет читать небольшие предложения.
Учимся читать (методики)
Существует несколько методик, которые позволят научить малыша читать. Какую выбрать — зависит только от родителей. Если вы не обладаете специальными знаниями, найдите литературу, пообщайтесь с подругами и на форумах, узнайте, как другие мамы и папы занимаются с детьми. Приведем пример самых распространенных методик обучения чтению.
Азбука
Многие мамы учат малышей при помощи азбуки, пользуясь специальными мнемоническими картинками, где каждой букве полагается свое изображение, например, А — аист, Б — белка. Подобные плакаты могут сопровождаться и звуковым оформлением, где механический голос проговаривает название звуков. Такие плакаты вешаются в комнате малыша, например, над его кроваткой или столиком, и периодически проговариваются буквы, опираясь на изображение.
Используя этот метод, нужно просить малыша называть и другие слова, начинающиеся с заданных букв. Недостатком подобной системы может быть трудности, которые возникают после изучения всех букв при попытках слияния букв в слоги.
Кубики Зайцева
Педагог из Петербурга придумал свою систему, как легко научить ребенка читать по слогам, поместив буквы на таких привычных малышам игрушках, как кубики. При данном методе дети учат складные блоки. Кубики имеют различное оформление по цвету, объему, весу, звучанию. Так, при их встряхивании слышатся звуки определенного наполнителя. Подобное учение нравится ребятишкам, так как играть в кубики всегда весело и интересно. Дополнительно к системе прилагаются таблицы, аудиозаписи, учебное пособие для родителей, в котором подробно разъясняется методика.
Плюс такой системы в том, что ребенок легче запоминает сочетания букв в форме игры. Но недостатки методики Зайцева могут проявиться во время школьного обучения, потому что такие дети не всегда разбираются в составе слова, зачастую опуская окончания.
Традиционное обучение чтению
Его еще называют фонетическим, звуковым, потому что с его помощью малыши в детском саду и школе начинают изучать не буквы, а звуки. Дети приходят к выводу, что люди читают и общаются при помощи звуков, а их письменным выражением на бумаге являются буквы. Например, твердый [Н] и мягкий [Н’] обозначаются одной буквой Н.
Этапы обучения чтению
- Первоначально изучают гласные звуки, а потом уже согласные, в таком порядке: сонорные, позже глухие и шипящие. Гласные произносят четко и протяжно, поясняя, что их легко петь. Сначала изучают пять гласных: А, О, У, Э, Ы. Можно поиграть в различные игры, в которых малыш будет отыскивать эти буквы в книгах, на вывесках магазинов, плакатах и так далее. Далее изучают согласные. Показывая нужную букву, нужно называть звук: не МЭ, а коротко М, не Пэ, а коротко П.
- Познакомившись с первыми звуками, гласными и согласными, переходят к их слиянию в слоги. Это достаточно сложный этап, но поняв, как соединяются два звука, малышу не составит труда объединять слоги в слова. Ребенку показывают первый слог, например, МА, и поясняют как к первому звуку М присоединяют гласный А, можно нарисовать схемку, где к букве М идет буква А. Предложите малышу спеть звук М с закрытыми губами и присоединить в звучании звук А, открывая при этом рот. Такая же работа идет со слогами МУ, МЫ, МО, МЭ.
- А также на одном занятии знакомятся с каждым согласным звуком: СА, СУ, СЫ, СО, СЫ и так далее. Освоив подобные слоги, переходят к сочетаниям, которые начинаются с гласных букв: АМ, ОТ, УС. Следующим этапом становится соединение слогов в маленькие слова: МА-МА, МЫ-ЛО, а затем и У-СЫ, МАК и тому подобное. Тогда же происходит ознакомление с первыми простыми предложениями.
- Следите, чтобы малыш при чтении обязательно водил по строчкам указкой или пальцем. Он еще не в состоянии отслеживать прочитанное, поэтому должен помогать себе.
- Еще одно условие: в начале каждого занятия требуется повторить пройденное, а в конце — закрепить, обобщить изученное на данном уроке.
Хорошие советы
Занимаясь с ребенком, старайтесь получать удовольствие от процесса. Чем проще и веселее будут проходить домашние мини-уроки, тем быстрее ваш «ученик» освоит материал.
- Занимайтесь с ребенком с удовольствием и хорошим настроением, чтобы сам процесс приносил радость вам обоим и формировал положительное отношение к учебе.
- Не торопите обучение, каждый малыш индивидуален. Кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее, но овладеет чтением.
- Крики, угрозы, наказания — запрещены категорически. Если не получается научить самим, найдите специалистов, кто поможет освоить чтение.
- Обязательно хвалите и поощряйте своего «ученика». Представьте себя на его месте: было бы вам легко сразу постигнуть новый язык?
- Занимайтесь не больше 10 минут, для непосед можно делать и подвижные переменки. Учите малыша играя. Предложите ему стать самому учителем и показать буквы своей любимой игрушке.
Только таким образом, подходя к процессу получения знаний весело и легко, вы сами поймете, как научить ребенка 5 лет читать в домашних условиях.