Даже несмотря на то, что ваш наследник всё больше похож на взрослого, его речь активно развивается, появляются ролевые игры и восхитительная тяга к самостоятельности, непосредственно в счёте успехи ребёнка к этому возрасту могут быть в два раза скромнее.
Критический возраст, к которому следует освоить счёт в пределах 10 – это четыре года. Значит, у вас ещё много времени, чтобы неуклонно внедрять нужные шаги и достигнуть радостного успеха!
Процесс освоения счёта условно разделим на семь стадий:
- Счёт до 10
- Счёт в обратном порядке
- Подсчитывание предметов
- Понимание и ответная реакция на произнесенные числа
- Умение назвать предложенное количество предметов
- Умение распознавать словесное написание каждого числа
- Умение написать предлагаемую цифру
Счёт до 10 и обратно
Начиная с возраста 2-2,5 лет, постоянно включайте в общение стихи и подвижные игры со счётом до 5. Привлеките на помощь подходящие строки, проверенные временем:
- «Вот один иль единица, Очень тонкая, как спица…» — Самуил Марша
- «А вот это — цифра два: Есть и хвост и голова…» — Алла Гольцев
- «Раз, два, три, четыре, пять – Всё могу я сосчитать…» — Михаил Пляцковский
Или начните от самых простых игр, увязанных с пальчиками на руке: «Мы делили апельсин…», когда по ходу слов ребёнок загибает или отгибает пальчики из кулака. Кстати, разгибание пальчиков отлично срабатывает и при подсчёте прыжков с пенька или катаний с горки.
Учтите, что игры с вовлечением крупной моторики вовсе не должны быть сложными. Им легко найти место в повседневной жизни — без лишних усилий. Попробуйте уже сегодня пересчитывать ступеньки на любой лесенке, по которой поднимается и спускается малыш (порог дома, парадная, детская площадка). Или вот, к примеру, математическая игра для детей с шаблоном для распечатки, которая поможет вам научить ребенка считать от одного до десяти
Дома играйте в шаги – с приступочкой: шагайте вперёд и назад вместе с малышом, взяв его за руку, или дав ему свободу и предлагая повторять за вами. Важный нюанс, который стоит использовать: отчётливое повышение тона речи при движении вперёд и возрастании чисел, и понижение голоса при обратном шагании.
Можно считать качания качели, включая цифры вместо слов «кач-кач» и «туда-сюда». Или подключить счёт к «ладушкам», к игре в барабан, к хлопкам «дай пять» или по столу. И даже привычное прощание со взмахами ручкой «пока-пока» может обрасти подсчётом, ещё и со сменой рук, что усложняет саму деятельность и добавляет понимания речи.
Прекрасным плацдармом для счёта становится самая обычная игра в мяч или конструктор. Стройте башни вверх, считая вперёд, и разбирайте их – называя цифры в обратном порядке.
Ещё один вариант лёгкой, но очень эффективной игры на совмещение подсчёта и физических усилий — носить по одному мячики, игрушки, одежду или предметы обихода из места хранения к взрослому. Малыш делает это на просьбу «Принеси ещё один». Наша задача — фиксировать внимание на подсчёте, сколько уже принесено.
Исходно определите количество предметов, которые нужно доставить в место назначения. Аналогичным способом можно осуществить транспортировку вещей обратно. Например, ребёнок достаёт вещи из ящика, носит на диван, где сидит мама, остановившись на цифре 5 или 10. А затем делает всё тоже с дивана – в ящик. Параллельно ребёнок углубляет понимание порядка: где лежат вещи, что означает – «сложить на место» и «навести порядок».
И, конечно же, в нашем распоряжении всевозможные пазлы и вкладыши с акцентом на счёт и количество:
Обязательно пользуйтесь печатными пособиями — на соотнесение цифры и количества. Задаём простые вопрос «Где…?», «Сколько…?», «Найди…», дожидаясь ответа с указательным жестом или называнием цифр:
Подсчитываем предметы
При отработке этого навыка, удерживайте фокус на игровой подаче и активном движении. Для этого считайте не только мелочи (пуговицы, скрепки, каштаны и камни), но и предметы, окружающие ребёнка в комнате или на улице.
Все лестницы или качели. Тёти и дяди — на рекламных конструкциях. Снежинки, яблоки или бутылочки — на витринах. Столбы – на квартале с домом. Фонари на аллее – в парке. Деревья и одуванчики — на полянке. Оглянитесь! Мир за пределами квартиры бесконечен по возможностям для подсчёта похожих или одинаковых объектов.
Но и в домашних условиях наши возможности замечательно широки. Сколько окон? А дверей? Плиточек в первом ряду над ванной? Ручек на шкафчиках в кухне? Кнопок на стиральной машине? Книжек у бабушки на тумбочке? Тапочек в прихожей? Карманов у папиной куртки? Кастрюль – в ящике? И помните, что в таких активностях очень важно, чтобы ребёнок подходил и трогал подсчитываемые предметы.
Не упускаем из вида и пересчёт пальцев на руках и ногах, ведь это «пособие», как научить ребёнка считать в пределах 10, вы всегда носите с собой!
Для детей постарше, которые уже освоились с первым рубежом (количеством от 1 до 5) полезна игра: «В комнате есть 5 одинаковых предметов. Покажи/назови какие?»
Случайные числа
Эта непростая игра наверняка понравится тому малышу, который уже запомнил название цифр и осознаёт количество, которое они обозначают. Вы называете цифру, а ребёнок должен найти её символ в помещении. Предлагаем подготовиться к игре как можно более масштабно, чтобы крохе было из чего выбирать:
- Цифры из картона на стене, написанные на маркерной доске или дверцах мебели
- На карточках, которые разложены на столике или на полу
- Мелкие предметы, которые можно собрать и удержать для иллюстрации чисел от 1 до 10 (карандаши, ложки, носочки, и т.п.)
- Горка из вкладышей с цифрами от деревянной игры
Игра отлично тренирует внимание, умение делать выбор и закрепляет навыки крупной и мелкой моторики. Последнее особенно справедливо, если вы разложите элементы с символами повыше или низко под столом, стулом шкафом. Тогда для указывания нужной цифры ребёнку придётся залезать на мебель или выуживать карточку из-под неё.
Для детей более старшего возраста возможны и другие активности в ответ на называние числа:
- Написать саму цифру на чистом листе
- Нарисовать столько же точек
- Оторвать нужное количество кусочков от «колбаски» пластилина
- Проделать дырочки в пластилиновой лепёшке
- Прочертить цифру на подносе с сыпучим материалом
Распознаём написание цифры и её название
Самый необременительный вариант – это лобовые вопросы: «Где восемь?», «Покажи цифру семь» и т.п.
Здесь вы можете обрести бюджетного электронного помощника – плакат с азбукой и числами, в котором есть режим «экзамен».
Однако есть и более любопытные рецепты, как научить ребёнка считать в пределах 10, и хорошо распознавать звуковой и визуальный образ чисел.
Называем задание сами или привлекаем игральные кости. Бросаем кубик и предлагаем ребёнку написать выпавшую цифру:
- На маркерной доске
- На чистом листе
- На подносе с манкой или солью
На прогулке это могут быть самые различные плоскости для «правописания»:
- Палочкой на мокром песке
- Пальцем на запотевшем стекле
- Выкладывание жёлтых листьев на зелёной траве
- Протаптывание следов на свежем нетронутом снегу
Кроме того, задание можно вплетать в сказки или рассказы о плане на день, о составе семьи, о прошлом вашего любимого ученика, где появляется та или иная цифра. Белоснежка и СЕМЬ гномов. Когда тебе был ОДИН годик. Сегодня мы пойдём в ДВА магазина. В аптеке мы купим ЧЕТЫРЕ лекарства, и т.п.
Более сложный механизм упражнения возможен с названиями цифр. Озвучьте НЕПОЛНОЕ слово (первый слог/последний слог) и просите угадать, а ответ дать на доске — фломастером или выложив магнитными буквами.
Кстати, о пользе магнитных азбук. Вы можете демонстрировать ребёнку разнообразные последовательности называемых цифр. Или выложить элементы не по порядку и попросить исправить ошибку.
В завершении предлагаем вам ознакомиться с занятными альтернативами, как научить ребёнка считать до 10, по мотивам методики Монтессори, где большое значение уделяется ощупыванию символов, сортировке предметов и прочим тонким манипуляциям с интересными материалами: