Как научить ребёнка читать в домашних условиях: вы уже задавались этим вопросом? Он слегка пугает, не правда ли? Чтобы развеять ваши страхи и придать уверенности, мы описали целых 10 способов для обучения чтению. Они подходят для детей всех возрастов, которые начали проявлять хоть какую-то заинтересованность в понимании букв и написанных слов.
Исходно отметим важный нюанс. На современном уровне знаний многие педагоги не считают целесообразным обучать чтению раньше 4-х лет. В среднем возраст активного интереса к буквам и слогам колеблется от 3,5 до 5 лет, и это можно смело считать здоровой физиологической нормой.
Такая трактовка, сдерживающая наши порывы к раннему чтению, связана с сенситивными периодами развития малышей. Подробно о сенситивных периодах вам расскажут книги Марии Монтессори. Основная мысль великого педагога: если дети вынуждены делать что-то ранее соответствующего периода (учиться читать или писать по принуждению), то к положительным результатам они приходят тяжелее и позже.
Хотим отметить, что нижеизложенные шаги не обязательно должны внедряться последовательно (!). Они могут подойти к вашей ситуации в разные периоды времени, но именно вместе предлагаемые методы открывают перед вами все способы, как комфортно, умиротворённо и с интересом научить ребёнка читать в домашних условиях.
1. ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ С РОЖДЕНИЯ
Чтение вслух – с самого рождения! И это совсем не то же самое, что предложение крохе презентаций на планшете или телевизоре — с подписанными карточками по Доману. Речь о другом.
Мама — с книжкой, которую она бережно держит в руках; в которую смотрит глазами и иногда может дать потрогать или опробовать на зубок.
Всё это привлекает внимание к книжному формату – как к чему-то неизведанному, разнообразному и совместно увлекательному. Возникает волшебное триединство «Ребёнок-Мама-Книга». И поскольку в этом союзе есть мама (главный субъект для любого малыша!), он надолго остаётся в памяти и подталкивает к исследованию третьего участника – книги.
Один из самых вдохновляющих форматов для годовасика – это книжки из разнообразных материалов и брошюры-панорамки. Берите с собой книги повсюду – в течение дня! Например, в ванну (вариант из клеёнки) или в постель (сшитая из фетра). Вводите ритуалы, увязанные с режимом дня: всегда читаем после завтрака, на прогулке или перед сном.
Немаловажный нюанс — приучать карапуза листать книги аккуратно ещё до года. Это вполне возможно, особенно если использовать картонные образцы с крепкими страницами.
Храните книги в свободном доступе и предлагайте карапузу выбирать и приносить вам желанную историю, отыскивать конкретную страницу в книге, указывать пальцем на нужный стих или просить голосом.
Что именно читать определяется возрастом и скоростью развития словарного запаса. И хотя некоторые родители склонны не обращать внимание на простоту своей речи, логопеды и неврологи сходятся в мысли, что наш язык в общении с крохой не должен быть слишком сложен (!).
Начиная с простых частушек и стишков, мы должны постепенно наращивать словарный запас и сложность конструкций. Так достигается наиболее безмятежное и естественное постижение речи – с первых месяцев жизни.
АССОРТИМЕНТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ
Первый год жизни:
- Колыбельные стихи
- Народные потешки
- Краткие двустрочные рифмы с примерами для лёгкого звукоподражания в процессе действий (кач-кач, буль-буль, тик-так, ба-бах, ай-да, топ-топ, ту-ту, цок-цок, би-би и т.п.)
- Стихи для звукоподражания из циклов «Как говорят животные»
- А.Барто — цикл стихов про игрушки
От 1-го года до 3-х лет:
- Короткие русские народные сказки (Курочка Ряба, Репка, Теремок, Колобок и т.п.)
- Сказки К.Чуковского (Муха-Цокотуха и пр.)
- Стихи (А. Барто, С.Маршак, С.Михалков, Э.Успенский, И. Токмакова, В. Берестов)
От 3-х до 5-ти лет:
- Все книги с предыдущего периода, к которым не утрачен интерес, а также новые более длинные истории, сюжеты с путаницей понятий, с разнообразием диалогов и эмоций, например:
- Сутеев В.Г. Сказки и картинки («Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.)
- Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из «Азбуки»
- М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», «Солнышко на память»
- Разнообразные виды азбук в стихах (классические от С.Маршака и Б.Заходера, вежливая азбука, азбука фруктов, животных и т.п.)
2. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ
Естественный процесс – задавать вопросы о героях и причинах их поведения детям постарше, с хорошо развитой речью.
Можно также учить дошкольника концентрировать внимание на деталях рассказа. Делая остановки, спрашивать о цвете наряда, месте действия, предыдущем событие.
Прекрасный плацдарм для тренировки памяти – истории не на один день. Читайте не короткую сказку с хорошим концом и без страшных событий сразу после пробуждения или перед сном – ровно по 1-2 странице.
Этот же способ с вопросами для дополнительного интереса к книге прекрасно сработает и в младшем возрасте. Простые вопросы «Как лает собака?», «Кто едет на поезде?», «Кто потерял мячик?», «Кто не может слезть со скамейки?» стоит задавать малышу уже в годик-полтора. При этом он может указать на героя пальчиком, и это ещё раз закрепит его интерес к пособию – через иллюстрации.
3. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР
Личный пример – основа успешного и словно бы незаметного воспитания. Мама и папа, в руках которых часто встретишь книгу. Кабинет с книжными полками. Игры с толстыми талмудами бабушки, где так мало красочных картинок, но такие гладенькие тонкие странички! Всё это – новый сенсорный и подражательный опыт.
Вы можете предоставить своему чаду большую степень свободы! Разрешите носить книги с полок — на письменный стол. Или приносить заранее выученные по цвету или толщине справочники – в помощь работающему папе. Или доставать кулинарную книгу с известного места — для мамы, хлопочущей над обедом.
Любая физическая деятельность, где малыш соучаствует в доставке книги как насущной необходимости в жизни взрослых, хорошо отпечатывается в его сознании.
В семьях, где даже взрослые книги «дают на растерзание» малышам – под присмотром, с упорным обучением, как аккуратно листать тонкие страницы, редко встретишь уничтоженные экземпляры.
4. ПРЕДЛАГАЙТЕ БУКВЫ В ДРУГИХ ФОРМАТАХ
Классика жанра «буквы в интерьере» пришла к нам с запада. Для детских комнат где-нибудь в Америке так характерны крупные надписи на стене, особенно – имена детей над кроватью. Перенимая такую традицию, мы создаём для малышей новый опыт и яркий стимул заинтересоваться объектом и его значением уже к 2-2,5 годам.
Кроме того, на стенах зачастую можно встретить и жизнеутверждающие глаголы: Люби, Улыбайся, Смейся, Трудись, Живи, Твори добро, Будь смелым.
В целом ребёнок, проявивший интерес к значению хотя бы 4-6 буквы из своего имени, способен легко запомнить и находить их в любых других надписях крупного размера – вывески на улице, заголовки в журналах. И это произойдёт легко и без утомительного обучения уже к 3-м годам.
5. ПОДКЛЮЧАЙТЕ К ОБУЧЕНИЮ СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ
Данная идея наиболее полно описана в системе Монтессори. Кратко говоря, вам следует вовлекать малыша 2+ лет в поделки на основе букв. Для начала вырежьте несколько уже известных ему букв собственного имени из бархатной бумаги, плотного пенопласта или картона. Изо дня в день, хотя бы 10-15 минут, занимайтесь украшением каждой буквы в различных техниках. Например:
- Обмотайте цветными нитками
- Клей + блёстки/семена/клочки бумаги
- Структурные объёмные краски
Ещё один эффективный рецепт запоминания и осознания образа букв – выкладывание их контура мелкими предметами. К вашим услугам:
- Фасоль и горох
- Разноцветные ватные шарики
- Камни, жёлуди и каштаны
- Длинная цепочка и косички из трикотажных полос
Удачным пособием для воссоздания букв могут стать шнуровки.
В рисовании с детьми до 3-4 лет выгодно использовать не столько написание букв от руки, сколько крупные картонные буквы, которые юный художник тщательно обведёт.
При этом не зацикливайтесь на ручке и письменном столе! Переместите фокус на рисование на большом подносе с сыпучими материалами – манка, соль, песок.
И, конечно же, вашим вездесущим помощником со всеми дошколятами всегда остаются два главные универсальных развивающих пособия – ПЛАСТИЛИН и КОНСТРУКТОР ЛЕГО:
6. НАЧНИТЕ С БУКВАРЯ Н.С. ЖУКОВОЙ
Один из лучших способов, как научить ребёнка читать в домашних условиях уже с 4,5-5 лет.
Посмотреть букварь можно здесь:
https://www.dropbox.com/s/ge2v2e89orexgtb/Bukvar.rar?dl=0
Многие родители отмечают, что дети указанного возраста учились читать всего за 3-10 дней только благодаря правильному выбору пособия.
Для того, чтобы столь быстро и успешно преодолеть период чтения по букварю, начинающий читатель должен:
- Активно интересоваться книгами с 1-2 лет
- Уметь заниматься продуктивной деятельностью за столом, сидя на стуле (рисование, лепка, складывание пазлов) – не менее 20 минут
Зачастую такому «усаживанию за стол» способствуют посещение садика, коррекционные занятия при отставании в речи или походы в Школу Раннего Развития с обязательными поделками на каждом занятии.
7. АКЦЕНТИРУЙТЕ НА ЗВУКАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛФАВИТА
С образом буквы ребёнок должен в первую очередь связывать звук:
- Последовательность освоения звуков начинайте с гласных: А, О, У, Ы, Э.
- Затем вводите твердые звонкие согласные: М, П, Б, Л. При этом произносите согласные только звуками (то есть не Лэ, не Эл, а просто «Л» и всё).
- После осваивайте глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т.
Помните народную мудрость «повторение – мать учения»: первую треть очередного занятия посвящайте повторению пройденного.
8. ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ – ОТ ПРОСТЫХ К СЛОЖНЫМ
Рассмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам – растягивая первый звук ко второму, чтобы они произносились слитно, неотрывно друг от друга.
Ваши первые слоги – это открытые и простые конструкции: МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Видите, какие согласные и гласные их составляют? Самые простые по звукам, как мы указывали выше.
Как только начинающий читатель освоится с такими слогами (в среднем от 2-х дней до недели), переходите к чтению слогов со сложными согласными. Это все варианты шипящих и глухих: ЖУ, ЖИ, ХО, ВЭ, ТО и т.п.
Последний рубеж перед переходом к чтению слов – слоги, которые начинаются с гласных: АВ, ОМ, УС, ЭХ.
9. УЧИМ ЧИТАТЬ ПЕРВЫЕ СЛОВА
И снова от простого – к сложному: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.
Здесь вы можете удачно вернуться к чтению имени на стене, глагольных призывов и крупных вывесок на прогулке. Вы же помните, что любые свежие знания о буквах с момента открытия букваря выгодно поддерживать сенсорными и двигательными играми?
Не отбрасывайте эти методы только потому, что наконец-то усадили новоиспечённого ученика за строгое учебное пособие!
Отдельный нюанс – произношение и пауза между словами. Один из методов объяснить соединение букв в слоги – пропевание звуков. Это часто используют при обучении в детских садах, откуда ребёнок приносит ошибочную привычку петь всё подряд: «на-ша-та-ня-гром-ко-пла-чет». Пресекайте такую тенденцию сразу! Требуйте пауз не только между предложениями, но и между самыми простыми словами.
10. НЕ ТОРОПИТЕСЬ, НО НАЧНИТЕ ВОВРЕМЯ
Если юный исследователь мира не проявляет интереса к чтению в 4-4,5 года, стоит присмотреться, насколько ребёнок в принципе интересуется буквами и не пора ли его активно заинтересовывать, привлекая все возможные методы.
Однако не нужно сильно нервничать и давить на маленького человека – с места с карьер. Тем более, если речь идёт всего лишь о трёхлетке.
Определите для себя критическое время (5-5,5 лет), когда действительно следует начать чтение с букварём. Чем ярче вы с ребёнком проживали первые 5-ть способов из перечисленных выше, тем легче перейдёте к последнему этапу.
Это на самом деле целесообразно — научить ребёнка читать по букварю в домашних условиях в пятилетнем возрасте. В среднем случае процесс займёт у вас до 2-х месяцев, и уже к школе (6 лет) маленький читатель сможет уверенно освоиться в увлекательном навыке. Он будет иметь в своём багаже несколько самостоятельно прочитанных книжек.
С таким уровнем умений первоклассники поступают в большинство солидных школ. Готовность к высоким требованиям снизит уровень «стресса первоклассника» и позволит вашему сыну или дочери с радостью влиться в школьную жизнь.
Не лишним будет параллельно научить новоиспечённого читателя писать — печатными буквами простые слова «МАМА», «ПАПА», «КОРОВА», «БАБУШКА», «КОШКА» и т.п.
Если процесс обучения забуксовал на этапе букваря и длится более 2-х месяцев, стоит рассмотреть вопрос о привлечении репетитора. Ищите учителя младших классов, который в тесном контакте тет-а-тет поможет маленькому человеку преодолеть затруднения.
И хотя вопрос, как научить ребёнка читать в домашних условиях, не назовёшь самым лёгким в жизни родителей и их наследников, процесс постижения этой науки должен в первую очередь приносить вам радость общения и познания – никогда не забывайте об этом!