Навыки » Как научить ребёнка читать в домашних условиях

Как научить ребёнка читать в домашних условиях

Как научить ребёнка читать в домашних условиях: вы уже задавались этим вопросом? Он слегка пугает, не правда ли? Чтобы развеять ваши страхи и придать уверенности, мы описали целых 10 способов для обучения чтению. Они подходят для детей всех возрастов, которые начали проявлять хоть какую-то заинтересованность в понимании букв и написанных слов.


Исходно отметим важный нюанс. На современном уровне знаний многие педагоги не считают целесообразным обучать чтению раньше 4-х лет. В среднем возраст активного интереса к буквам и слогам колеблется от 3,5 до 5 лет, и это можно смело считать здоровой физиологической нормой.

Такая трактовка, сдерживающая наши порывы к раннему чтению, связана с сенситивными периодами развития малышей. Подробно о сенситивных периодах вам расскажут книги Марии Монтессори. Основная мысль великого педагога: если дети вынуждены делать что-то ранее соответствующего периода (учиться читать или писать по принуждению), то к положительным результатам они приходят тяжелее и позже. 

Хотим отметить, что нижеизложенные шаги не обязательно должны внедряться последовательно (!). Они могут подойти к вашей ситуации в разные периоды времени, но именно вместе предлагаемые методы открывают перед вами все способы, как комфортно, умиротворённо и с интересом научить ребёнка читать в домашних условиях.

1. ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ С РОЖДЕНИЯ


Чтение вслух – с самого рождения! И это совсем не то же самое, что предложение крохе презентаций на планшете или телевизоре — с подписанными карточками по Доману. Речь о другом.

Мама — с книжкой, которую она бережно держит в руках; в которую смотрит глазами и иногда может дать потрогать или опробовать на зубок.

Всё это привлекает внимание к книжному формату – как к чему-то неизведанному, разнообразному и совместно увлекательному. Возникает волшебное триединство «Ребёнок-Мама-Книга». И поскольку в этом союзе есть мама (главный субъект для любого малыша!), он надолго остаётся в памяти и подталкивает к исследованию третьего участника – книги.

Один из самых вдохновляющих форматов для годовасика – это книжки из разнообразных материалов и брошюры-панорамки. Берите с собой книги повсюду – в течение дня! Например, в ванну (вариант из клеёнки) или в постель (сшитая из фетра). Вводите ритуалы, увязанные с режимом дня: всегда читаем после завтрака, на прогулке или перед сном.

Немаловажный нюанс — приучать карапуза листать книги аккуратно ещё до года. Это вполне возможно, особенно если использовать картонные образцы с крепкими страницами.

Храните книги в свободном доступе и предлагайте карапузу выбирать и приносить вам желанную историю, отыскивать конкретную страницу в книге, указывать пальцем на нужный стих или просить голосом.

Что именно читать определяется возрастом и скоростью развития словарного запаса. И хотя некоторые родители склонны не обращать внимание на простоту своей речи, логопеды и неврологи сходятся в мысли, что наш язык в общении с крохой не должен быть слишком сложен (!).

Начиная с простых частушек и стишков, мы должны постепенно наращивать словарный запас и сложность конструкций. Так достигается наиболее безмятежное и естественное постижение речи – с первых месяцев жизни.

АССОРТИМЕНТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

Первый год жизни:

  • Колыбельные стихи
  • Народные потешки
  • Краткие двустрочные рифмы с примерами для лёгкого звукоподражания в процессе действий (кач-кач, буль-буль, тик-так, ба-бах, ай-да, топ-топ, ту-ту, цок-цок, би-би и т.п.)
  • Стихи для звукоподражания из циклов «Как говорят животные»
  • А.Барто — цикл стихов про игрушки

От 1-го года до 3-х лет:

  • Короткие русские народные сказки (Курочка Ряба, Репка, Теремок, Колобок и т.п.)
  • Сказки К.Чуковского (Муха-Цокотуха и пр.)
  • Стихи (А. Барто, С.Маршак, С.Михалков, Э.Успенский, И. Токмакова, В. Берестов)

От 3-х до 5-ти лет:

  • Все книги с предыдущего периода, к которым не утрачен интерес, а также новые более длинные истории, сюжеты с путаницей понятий, с разнообразием диалогов и эмоций, например:
  • Сутеев В.Г. Сказки и картинки («Яблоко», «Дядя Миша», «Ёлка», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Капризная кошка» и др.)
  • Толстой Л.Н. Рассказы и сказки из «Азбуки»
  • М. Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи», «Солнышко на память»
  • Разнообразные виды азбук в стихах (классические от С.Маршака и Б.Заходера, вежливая азбука, азбука фруктов, животных и т.п.)

2. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ


Естественный процесс – задавать вопросы о героях и причинах их поведения детям постарше, с хорошо развитой речью.

Можно также учить дошкольника концентрировать внимание на деталях рассказа. Делая остановки, спрашивать о цвете наряда, месте действия, предыдущем событие.

Прекрасный плацдарм для тренировки памяти – истории не на один день. Читайте не короткую сказку с хорошим концом и без страшных событий сразу после пробуждения или перед сном – ровно по 1-2 странице.

Этот же способ с вопросами для дополнительного интереса к книге прекрасно сработает и в младшем возрасте. Простые вопросы «Как лает собака?», «Кто едет на поезде?», «Кто потерял мячик?», «Кто не может слезть со скамейки?» стоит задавать малышу уже в годик-полтора. При этом он может указать на героя пальчиком, и это ещё раз закрепит его интерес к пособию – через иллюстрации.

3. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР


Личный пример – основа успешного и словно бы незаметного воспитания. Мама и папа, в руках которых часто встретишь книгу. Кабинет с книжными полками. Игры с толстыми талмудами бабушки, где так мало красочных картинок, но такие гладенькие тонкие странички! Всё это – новый сенсорный и подражательный опыт.

Вы можете предоставить своему чаду большую степень свободы! Разрешите носить книги с полок — на письменный стол. Или приносить заранее выученные по цвету или толщине справочники – в помощь работающему папе. Или доставать кулинарную книгу с известного места — для мамы, хлопочущей над обедом.

Любая физическая деятельность, где малыш соучаствует в доставке книги как насущной необходимости в жизни взрослых, хорошо отпечатывается в его сознании.

В семьях, где даже взрослые книги «дают на растерзание» малышам – под присмотром, с упорным обучением, как аккуратно листать тонкие страницы, редко встретишь уничтоженные экземпляры.

4. ПРЕДЛАГАЙТЕ БУКВЫ В ДРУГИХ ФОРМАТАХ


Классика жанра «буквы в интерьере» пришла к нам с запада. Для детских комнат где-нибудь в Америке так характерны крупные надписи на стене, особенно – имена детей над кроватью. Перенимая такую традицию, мы создаём для малышей новый опыт и яркий стимул заинтересоваться объектом и его значением уже к 2-2,5 годам.

Кроме того, на стенах зачастую можно встретить и жизнеутверждающие глаголы: Люби, Улыбайся, Смейся, Трудись, Живи, Твори добро, Будь смелым.

В целом ребёнок, проявивший интерес к значению хотя бы 4-6 буквы из своего имени, способен легко запомнить и находить их в любых других надписях крупного размера – вывески на улице, заголовки в журналах. И это произойдёт легко и без утомительного обучения уже к 3-м годам.

 5. ПОДКЛЮЧАЙТЕ К ОБУЧЕНИЮ СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ

Данная идея наиболее полно описана в системе Монтессори. Кратко говоря, вам следует вовлекать малыша 2+ лет в поделки на основе букв. Для начала вырежьте несколько уже известных ему букв собственного имени из бархатной бумаги, плотного пенопласта или картона. Изо дня в день, хотя бы 10-15 минут, занимайтесь украшением каждой буквы в различных техниках. Например:

  • Обмотайте цветными нитками
  • Клей + блёстки/семена/клочки бумаги
  • Структурные объёмные краски

Ещё один эффективный рецепт запоминания и осознания образа букв – выкладывание их контура мелкими предметами. К вашим услугам:

  • Фасоль и горох
  • Разноцветные ватные шарики
  • Камни, жёлуди и каштаны
  • Длинная цепочка и косички из трикотажных полос

Удачным пособием для воссоздания букв могут стать шнуровки.

В рисовании с детьми до 3-4 лет выгодно использовать не столько написание букв от руки, сколько крупные картонные буквы, которые юный художник тщательно обведёт.

При этом не зацикливайтесь на ручке и письменном столе! Переместите фокус на рисование на большом подносе с сыпучими материалами – манка, соль, песок.

И, конечно же, вашим вездесущим помощником со всеми дошколятами всегда остаются два главные универсальных развивающих пособия – ПЛАСТИЛИН и КОНСТРУКТОР ЛЕГО:

6. НАЧНИТЕ С БУКВАРЯ Н.С. ЖУКОВОЙ

Один из лучших способов, как научить ребёнка читать в домашних условиях уже с 4,5-5 лет.

Посмотреть букварь можно здесь:

https://www.dropbox.com/s/ge2v2e89orexgtb/Bukvar.rar?dl=0

Многие родители отмечают, что дети указанного возраста учились читать всего за 3-10 дней только благодаря правильному выбору пособия.

Для того, чтобы столь быстро и успешно преодолеть период чтения по букварю, начинающий читатель должен:

  • Активно интересоваться книгами с 1-2 лет
  • Уметь заниматься продуктивной деятельностью за столом, сидя на стуле (рисование, лепка, складывание пазлов) – не менее 20 минут

Зачастую такому «усаживанию за стол» способствуют посещение садика, коррекционные занятия при отставании в речи или походы в Школу Раннего Развития с обязательными поделками на каждом занятии.

7. АКЦЕНТИРУЙТЕ НА ЗВУКАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛФАВИТА

С образом буквы ребёнок должен в первую очередь связывать звук:

  • Последовательность освоения звуков начинайте с гласных: А, О, У, Ы, Э.
  • Затем вводите твердые звонкие согласные: М, П, Б, Л. При этом произносите согласные только звуками (то есть не Лэ, не Эл, а просто «Л» и всё).
  • После осваивайте глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т.

Помните народную мудрость «повторение – мать учения»: первую треть очередного занятия посвящайте повторению пройденного.

8. ЧИТАЕМ ПО СЛОГАМ – ОТ ПРОСТЫХ К СЛОЖНЫМ

Рассмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам – растягивая первый звук ко второму, чтобы они произносились слитно, неотрывно друг от друга.

Ваши первые слоги – это открытые и простые конструкции:  МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.

Видите, какие согласные и гласные их составляют? Самые простые по звукам, как мы указывали выше.

Как только начинающий читатель освоится с такими слогами (в среднем от 2-х дней до недели), переходите к чтению слогов со сложными согласными. Это все варианты шипящих и глухих: ЖУ, ЖИ, ХО, ВЭ, ТО и т.п.

Последний рубеж перед переходом к чтению слов – слоги, которые начинаются с гласных: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

9. УЧИМ ЧИТАТЬ ПЕРВЫЕ СЛОВА

И снова от простого – к сложному: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

Здесь вы можете удачно вернуться к чтению имени на стене, глагольных призывов и крупных вывесок на прогулке. Вы же помните, что любые свежие знания о буквах с момента открытия букваря выгодно поддерживать сенсорными и двигательными играми?

Не отбрасывайте эти методы только потому, что наконец-то усадили новоиспечённого ученика за строгое учебное пособие!

Отдельный нюанс – произношение и пауза между словами. Один из методов объяснить соединение букв в слоги – пропевание звуков. Это часто используют при обучении в детских садах, откуда ребёнок приносит ошибочную привычку петь всё подряд: «на-ша-та-ня-гром-ко-пла-чет». Пресекайте такую тенденцию сразу! Требуйте пауз не только между предложениями, но и между самыми простыми словами.

10. НЕ ТОРОПИТЕСЬ, НО НАЧНИТЕ ВОВРЕМЯ

Если юный исследователь мира не проявляет интереса к чтению в 4-4,5 года, стоит присмотреться, насколько ребёнок в принципе интересуется буквами и не пора ли его активно заинтересовывать, привлекая все возможные методы.

Однако не нужно сильно нервничать и давить на маленького человека – с места с карьер. Тем более, если речь идёт всего лишь о трёхлетке.

Определите для себя критическое время (5-5,5 лет), когда действительно следует начать чтение с букварём. Чем ярче вы с ребёнком проживали первые 5-ть способов из перечисленных выше, тем легче перейдёте к последнему этапу.

Это на самом деле целесообразно — научить ребёнка читать по букварю в домашних условиях в пятилетнем возрасте. В среднем случае процесс займёт у вас до 2-х месяцев, и уже к школе (6 лет) маленький читатель сможет уверенно освоиться в увлекательном навыке. Он будет иметь в своём багаже несколько самостоятельно прочитанных книжек.

С таким уровнем умений первоклассники поступают в большинство солидных школ. Готовность к высоким требованиям снизит уровень «стресса первоклассника» и позволит вашему сыну или дочери с радостью влиться в школьную жизнь.

Не лишним будет параллельно научить новоиспечённого читателя писать — печатными буквами простые слова «МАМА», «ПАПА», «КОРОВА», «БАБУШКА», «КОШКА» и т.п.

Если процесс обучения забуксовал на этапе букваря и длится более 2-х месяцев, стоит рассмотреть вопрос о привлечении репетитора. Ищите учителя младших классов, который в тесном контакте тет-а-тет поможет маленькому человеку преодолеть затруднения.

И хотя вопрос, как научить ребёнка читать в домашних условиях, не назовёшь самым лёгким в жизни родителей и их наследников, процесс постижения этой науки должен в первую очередь приносить вам радость общения и познания – никогда не забывайте об этом!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Копирование и воспроизведение информации с сайта на других ресурсах запрещено!

Все права защищены © 2021

Свяжитесь с нами

Что-то не работает на сайте? Сообщите нам, пожалуйста.

Отправка

По всем вопросам обращаться через контактную форму.

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?

Читайте дальше
Счастливого пути, выпускники!
Счастливого пути, выпускники!

Дорогие выпускники! Поздравляем вас с окончанием школы и предлагаем отпраздновать этот праздник особенно! Скачайте сценарий "Счастливого пути, выпускники!", чтобы сполна...

Закрыть