Работу над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно, стоит начинать пораньше – ведь это очень важный навык. К сожалению, обычно он тяжело дается детям. С чего начать в самом раннем возрасте и к чему переходить по мере взросления вашего любимого ученика, мы подскажем в нашей статье.
Для чего это нужно
Вы торопитесь успеть отдать наследника в детский сад, чтобы не опоздать на работу. Вам следовало быть на улице еще пять минут назад – а ваш наследник все еще возится с носками. Не удивительно, что вы предпочитаете пойти коротким путем и одеть его самостоятельно, а не мучительно ждать окончания его туалета.
Тем не менее, работу над умением одеваться без посторонней помощи можно и нужно проводить. Этот навык делает вашего любимца увереннее в себе и рождает в нем ему чувство независимости. Чем больше умеет карапуз, тем меньше забот у вас!
Не будем забывать и о целом комплексе умений, которые задействуются при самостоятельном одевании. Сюда входят также:
- Мелкая моторика – она необходима, чтобы застегнуть кнопки и молнии;
- Крупная моторика – когда малыш стоит на одной ноге и натягивает на себя пару джинсов;
- Когнитивная сфера включает в себя знания и память о том, что за чем надевать, а также целеустремленность, спокойствие и внимание при решении трудной задачи;
- Речь – каждый предмет одежды имеет свое название, цвет и размер;
- Понимание времени и пространства – различные места и погода требуют разной одежды.
Учим основы
Чтобы освоить навык одевания, малышу (и вам вместе с ним) потребуются настойчивость, практика и спокойствие. Ежедневно перед ним будет возникать множество вопросов, требующих ясности:
- Выбор подходящей одежды: юбка-пачка – не лучшая альтернатива в дождливый день.
- Выбор из двух почти одинаковых предметов: что лучше, футболка с пауком или Бармалеем?
- Как надеть и как снять каждую вещь
- Как застегнуть и не спутать пуговицы, как правильно обращаться с молнией, как приглаживать воротнички, как правильно натягивать носки.
Часто очень маленькие дети начинают проявлять заинтересованность одеждой, стягивая отдельные предметы – носки, сандалии и шапки. Иногда они пытаются натянуть их обратно. Заметив этот интерес, закрепите его, назвав малышу предмет, который тот снял с себя, и часть тела, на которую он одевается.
Также полезно раскладывать перед начинающим учеником весь комплект, в который вы будете его одевать, и подробно комментировать процесс одевания, называя каждую вещь по нескольку раз.
Когда вы собрались всерьез решать вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, заведите несколько вещей, простых в надевании, таких как:
- Штанишки на эластичном, легко тянущемся ремне – они придутся кстати, если малыш приучается к горшку или не любит молний и кнопок
- Одежда на липучках или с крупными пуговицами и прорезями для них
- Футболки, свитерочки и белье с картинками спереди, чтобы кроха не путал, где перед, а где – зад.
- Одежда, которая легко натягивается на тело
Постепенное продвижение
Любую большую задачу стоит разбить на ряд небольших этапов, например, сначала белье, затем – футболка, шорты или штанишки, носки и туфли. Каждый из малых этапов в свою очередь разбиваем на микро-стадии, Например, если вы изучаете одевание шортов, выделите в этой операции такие отдельные элементы:
- Правильно располагаем шорты перед собой
- Держим шорты за пояс
- Засовываем ноги в штанины одну за другой
- Подтягиваем шорты
Каждый элемент мы подробно обсуждаем с ребенком, тогда он будет знать, что и как нужно делать. Если кроха еще плохо понимает речь, будьте немногословны: «Надевай». Если его речевые навыки продвигаются, обращайтесь к нему с более сложными фразами – «Продень руку в рукав».
Другой отличный прием – это обучение задом наперед. Сначала осваиваем самостоятельное выполнение самой последней ступеньки, после этого переходим к предпоследней и т.д. Например, надевая шорты, помогайте малышу найти их лицевую часть, держать их за пояс и продевать ноги внутрь. Последний этап – подтягивание шортов – он должен будет выполнить самостоятельно. Когда это освоено, малыш учится сам засовывать ноги в штанины, а затем – держать шорты за пояс.
Преимущество этого метода состоит в том, что самое большое удовольствие обычно получаешь от завершения работы, готового результата труда. Чем скорее карапуз получит награду, тем больший стимул у него будет освоить новое умение.
Если малыш сталкивается с проблемами, у вас может возникнуть желание сразу же ринуться ему на помощь. Но лучше всего сдержать себя и дать ребенку шанс найти решение самому – личный успех очень сильно повысит его самооценку. Старайтесь ограничивать свою роль словами похвалы и поощрения и помогайте только тогда, когда без вашей помощи никак не обойтись.
Полезные советы
- Помогайте и направляйте – и малыш будет с радостью осваивать новые умения вместе с вами. Всегда находите что-то, за что можно похвалить, даже если работа в целом выполнена неудовлетворительно (штанишки одеты шиворот-навыворот).
- Выделяйте достаточное время на то, чтобы малыш оделся. Если на это требуется не меньше 20-ти минут, не стоит пытаться впихнуть всю процедуру в десятиминутный отрезок времени. Если по утрам вам хронически не хватает времени дожидаться, пока малыш оденется, готовьте вместе с ним одежду на завтра вечером предыдущего дня.
- Периодически проводите обучающие тренировки. Когда доходит до дела, если вы никуда не спешите, то пусть у ребенка будет столько времени, сколько ему нужно. Если вы торопитесь, то самые простые этапы оставляйте малышу, а те, которые посложнее, выполняйте вместе с ним.
- Всегда оставляйте за маленьким человеком право выбора одежды. С возрастом расширяйте диапазон, из которого можно выбрать себе вещи, но одновременно объясните малышу, как правильно одеваться по сезону.
- Перед тем, как малыш начинает одеваться, обсудите с ним погоду на улице. Используйте намеки, чтобы он сам пришел к выводу, какая одежда сейчас является наиболее подходящей. Перед прогулкой поиграйте с ребенком в развивающую игру «Погода и одежда»
- Демонстрируйте разницу между грязной и чистой одеждой. Приучайте малыша самостоятельно складывать грязные вещи в корзину для стирки. Объясните ему, что важно менять нижнее белье и носки каждый день.
- Вашему чаду легче всего будет одеваться в сидячем положении. Некоторым детям легче делать это сидя на полу, чем на стуле или диване.
- Храните одежду в шкафах и комодах так, чтобы у ребенка был к ней максимально простой и быстрый доступ. На ящики можно прикрепить картинку, изображающую, какой вид одежды в них хранится.
- Выбирайте такую одежду, перед и зад которой трудно перепутать (впереди может быть картинка, а сзади – название фирмы-производителя)
- Начинайте с навыков самостоятельного раздевания – это не требует такой хорошей координации и владения телом, как умение одеваться. Если маленький ученик научится раздеваться сам, его самооценка возрастет.
- Шнурки останутся проблемой до пяти лет и даже для более старшего возраста. Не подгоняйте дошкольника в этом вопросе, а используйте специальные тренажеры (их можно сделать в домашних условиях)
Дети с проблемами в развитии и умение одеваться
Для некоторых детей освоение механизма одевания растягивается на долгое время. Некоторые дети с расстройствами аутичного спектра (РАС) имеют сенсорные особенности, из-за которых многие виды одежды особенно неприятно ощущаются кожей.
Если у вашего ребенка РАС или другая проблема в развитии, вам имеет смысл обратиться к специалисту-психологу, который поможет вам разработать индивидуальный план развития навыков вашего чада или предложит специальные игрушки-тренажеры, тематические карточки.
Календарь умений
Предлагаем вам приблизительную схему развития навыков одевания. Нужно, однако, иметь в виду, что каждый маленький человек неповторим и развивается по собственным лекалам.
Один год:
- Подставляет руки над головой для рукавов и поднимает ноги для ботинок
- Продевает руки и ноги в рукава и штанины
- Стаскивает с себя носки
Два года:
- Снимает расстегнутую куртку или кофту
- Снимает расшнурованные ботинки
- Помогает снять штанишки
- Находит отверстия для рук в футболках
Между двумя и тремя:
- Стягивает штанишки с эластичным поясом
- Пытается надеть носки
- Надевает рубашку с пуговицами впереди, не умея застегнуть пуговицы
- Расстегивает крупные пуговицы
Три года:
- Надевает футболку с небольшой посторонней помощью
- Надевает туфли без их завязывания шнурков (иногда кроха путает, на какую ногу должна приходится обувь)
- Натягивает носки – пятка представляет собой проблему
- Сам стягивает штанишки
- Двигает вверх-вниз застежку-молнию без совмещения ее элементов
- Снимает футболку без помощи
- Застегивает крупные пуговицы на передней части одежды
Четыре года:
- Сам снимает футболки
- Продевает язычок застежки в отверстия на ремне
- Соединяет элементы молнии и застегивает ее
- Правильно надевает носки
- Правильно надевает ботинки с небольшой посторонней помощью
- Отличает лицевую и изнаночную части одежды
Между четырьмя и пятью:
- Становится в штанишки и подтягивает их
- Продевает ремень в тесемки на брюках
Пять лет:
- Одевается без вашей помощи или контроля
- Всегда надевает футболку или свитер правильной стороной
Желаем вам новых свершений! Ведь как научить ребенка одеваться самостоятельно вы уже знаете.