Навыки » Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Работу над тем, как научить ребенка одеваться самостоятельно, стоит начинать пораньше – ведь это очень важный навык. К сожалению, обычно он тяжело дается детям. С чего начать в самом раннем возрасте и к чему переходить по мере взросления вашего любимого ученика, мы подскажем в нашей статье.

Для чего это нужно

Вы торопитесь успеть отдать наследника в детский сад, чтобы не опоздать на работу. Вам следовало быть на улице еще пять минут назад – а ваш наследник все еще возится  с носками. Не удивительно, что вы предпочитаете пойти коротким путем и одеть его самостоятельно, а не мучительно ждать окончания его туалета.

Тем не менее, работу над умением одеваться без посторонней помощи можно и нужно проводить. Этот навык делает вашего любимца увереннее в себе и рождает в нем ему чувство независимости. Чем больше умеет карапуз, тем меньше забот у вас!

Не будем забывать и о целом комплексе умений, которые задействуются при самостоятельном одевании. Сюда входят также:

  • Мелкая моторика – она необходима, чтобы застегнуть кнопки и молнии;
  • Крупная моторика – когда малыш стоит на одной ноге и натягивает на себя пару джинсов;
  • Когнитивная сфера включает в себя знания и память о том, что за чем надевать, а также целеустремленность, спокойствие и внимание при решении трудной задачи;
  • Речь – каждый предмет одежды имеет свое название, цвет и размер;
  • Понимание времени и пространства – различные места и погода требуют разной одежды.

Учим основы


Чтобы освоить навык одевания, малышу (и вам вместе с ним) потребуются настойчивость, практика и спокойствие. Ежедневно перед ним будет возникать множество вопросов, требующих ясности:

  • Выбор подходящей одежды: юбка-пачка – не лучшая альтернатива  в дождливый день.
  • Выбор из двух почти одинаковых предметов: что лучше, футболка с пауком или Бармалеем?
  • Как надеть и как снять каждую вещь
  • Как застегнуть и не спутать пуговицы, как правильно обращаться с молнией, как приглаживать воротнички, как правильно натягивать носки.

Часто очень маленькие дети начинают проявлять заинтересованность одеждой, стягивая отдельные предметы – носки, сандалии и шапки. Иногда они пытаются натянуть их обратно. Заметив этот интерес, закрепите его, назвав малышу предмет, который тот снял с себя, и часть тела, на которую он одевается.

Также полезно раскладывать перед начинающим учеником весь комплект, в который вы будете его одевать, и подробно комментировать процесс одевания, называя каждую вещь по нескольку раз.

Когда вы собрались всерьез решать вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, заведите несколько вещей, простых в надевании, таких как:

  • Штанишки на эластичном, легко тянущемся ремне – они придутся кстати, если малыш приучается к горшку или не любит молний и кнопок
  • Одежда на липучках или с крупными пуговицами и прорезями для них
  • Футболки, свитерочки и белье с картинками спереди, чтобы кроха не путал, где перед, а где – зад.
  • Одежда, которая легко натягивается на тело

Постепенное продвижение


Любую большую задачу стоит разбить на ряд небольших этапов, например, сначала белье, затем – футболка, шорты или штанишки, носки и туфли. Каждый из малых этапов в свою очередь разбиваем на микро-стадии, Например, если вы изучаете одевание шортов, выделите в этой операции такие отдельные элементы:

  • Правильно располагаем шорты перед собой
  • Держим шорты за пояс
  • Засовываем ноги в штанины одну за другой
  • Подтягиваем шорты

Каждый элемент мы подробно обсуждаем с ребенком, тогда он будет знать, что и как нужно делать. Если кроха еще плохо понимает речь, будьте немногословны: «Надевай». Если его речевые навыки продвигаются, обращайтесь к нему с более сложными фразами – «Продень руку в рукав».

Другой отличный прием – это обучение задом наперед. Сначала осваиваем самостоятельное выполнение самой последней ступеньки, после этого переходим к предпоследней и т.д. Например, надевая шорты, помогайте малышу найти их лицевую часть, держать их за пояс и продевать ноги внутрь. Последний этап – подтягивание шортов – он должен будет выполнить самостоятельно. Когда это освоено, малыш учится сам засовывать ноги в штанины, а затем – держать шорты за пояс.

Преимущество этого метода состоит в том, что самое большое удовольствие обычно получаешь от завершения работы, готового результата труда. Чем скорее карапуз получит награду, тем больший стимул у него будет освоить новое умение.

Если малыш сталкивается  с проблемами, у вас может возникнуть желание сразу же ринуться ему на помощь. Но лучше всего сдержать себя и дать ребенку шанс найти решение самому – личный  успех очень сильно повысит его самооценку. Старайтесь ограничивать свою роль словами похвалы и поощрения и помогайте только тогда, когда без вашей помощи никак не обойтись.

Полезные советы

  • Помогайте и направляйте – и малыш будет с радостью осваивать новые умения вместе с вами. Всегда находите что-то, за что можно похвалить, даже если работа в целом выполнена неудовлетворительно (штанишки одеты шиворот-навыворот).
  • Выделяйте достаточное время на то, чтобы малыш оделся. Если на это требуется не меньше 20-ти минут, не стоит пытаться впихнуть всю процедуру в десятиминутный отрезок времени. Если по утрам вам хронически не хватает времени дожидаться, пока малыш оденется, готовьте вместе с ним одежду на завтра вечером предыдущего дня.
  • Периодически проводите обучающие тренировки. Когда доходит до дела, если вы никуда не спешите, то пусть у ребенка будет столько времени, сколько ему нужно. Если вы торопитесь, то самые простые этапы оставляйте малышу, а те, которые посложнее, выполняйте вместе с ним.
  • Всегда оставляйте за маленьким человеком право выбора одежды. С возрастом расширяйте диапазон, из которого можно выбрать себе вещи, но одновременно объясните малышу, как правильно одеваться по сезону.
  • Перед тем, как малыш начинает одеваться, обсудите с ним погоду на улице. Используйте намеки, чтобы он сам пришел к выводу, какая одежда сейчас является наиболее подходящей. Перед прогулкой поиграйте с ребенком в развивающую игру «Погода и одежда»
  • Демонстрируйте разницу между грязной и чистой одеждой. Приучайте малыша самостоятельно складывать грязные вещи в корзину для стирки. Объясните ему, что важно менять нижнее белье и носки каждый день.
  • Вашему чаду легче всего будет одеваться в сидячем положении. Некоторым детям легче делать это сидя на полу, чем на стуле или диване.
  • Храните одежду в шкафах и комодах так, чтобы у ребенка был к ней максимально простой и быстрый доступ. На ящики можно прикрепить картинку, изображающую, какой вид одежды в них хранится.
  • Выбирайте такую одежду, перед и зад которой трудно перепутать (впереди может быть картинка, а сзади – название фирмы-производителя)
  • Начинайте с навыков самостоятельного раздевания – это не требует такой хорошей координации и владения телом, как умение одеваться. Если маленький ученик научится раздеваться сам, его самооценка возрастет.
  • Шнурки останутся проблемой до пяти лет и даже для более старшего возраста. Не подгоняйте дошкольника в этом вопросе, а используйте специальные тренажеры (их можно сделать в домашних условиях)

Дети с проблемами в развитии и умение одеваться


Для некоторых детей освоение механизма одевания растягивается на долгое время. Некоторые дети с расстройствами аутичного спектра (РАС) имеют сенсорные особенности, из-за которых многие виды одежды особенно неприятно ощущаются кожей.

Если у вашего ребенка РАС или другая проблема в развитии, вам имеет смысл обратиться к специалисту-психологу, который поможет вам разработать индивидуальный план развития навыков вашего чада или предложит специальные игрушки-тренажеры, тематические карточки.

Календарь умений

Предлагаем вам приблизительную схему развития навыков одевания. Нужно, однако, иметь в виду, что каждый маленький человек неповторим и развивается по собственным лекалам.

Один год:

  • Подставляет руки над головой для рукавов и поднимает ноги для ботинок
  • Продевает руки и ноги в рукава и штанины
  • Стаскивает с себя носки

Два года:

  • Снимает расстегнутую куртку или кофту
  • Снимает расшнурованные ботинки
  • Помогает снять штанишки
  • Находит отверстия для рук в футболках

Между двумя и тремя:

  • Стягивает штанишки с эластичным поясом
  • Пытается надеть носки
  • Надевает рубашку с пуговицами впереди, не умея застегнуть пуговицы
  • Расстегивает крупные пуговицы

Три года:

  • Надевает футболку с небольшой посторонней помощью
  • Надевает туфли без их завязывания шнурков (иногда кроха путает, на какую ногу должна приходится обувь)
  • Натягивает носки – пятка представляет собой проблему
  • Сам стягивает штанишки
  • Двигает вверх-вниз застежку-молнию без совмещения ее элементов
  • Снимает футболку без помощи
  • Застегивает крупные пуговицы на передней части одежды

Четыре года:

  • Сам снимает футболки
  • Продевает язычок застежки в отверстия на ремне
  • Соединяет элементы молнии и застегивает ее
  • Правильно надевает носки
  • Правильно надевает ботинки с небольшой посторонней помощью
  • Отличает лицевую и изнаночную части одежды

Между четырьмя и пятью:

  • Становится в штанишки и подтягивает их
  • Продевает ремень в тесемки на брюках

Пять лет:

  • Одевается без вашей помощи или контроля
  • Всегда надевает футболку или свитер правильной стороной

Желаем вам новых свершений! Ведь как научить ребенка одеваться самостоятельно вы уже знаете.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Копирование и воспроизведение информации с сайта на других ресурсах запрещено!

Все права защищены © 2021

Свяжитесь с нами

Что-то не работает на сайте? Сообщите нам, пожалуйста.

Отправка

По всем вопросам обращаться через контактную форму.

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?

Читайте дальше
Развиваем мелкую моторику рук у детей 3-4 лет
Развиваем мелкую моторику: швейные карточки

Развиваем мелкую моторику рук у детей 3-4 лет вместе с отличным инструментом: швейными карточками. Инструкция: 1.    Распечатайте швейные карточки на...

Закрыть