Формирование навыков самоконтроля у младших школьников — это один из самых ценных процессов в воспитании ребенка в нашем скоростном и высококоммуникативном мире.
Бесценные умения в том, как держать себя в руках, как делать то, что должен, даже когда не очень хочется. Как не поддаваться сиюминутной лени и прокрастинации, как управлять ими на пользу долгосрочным целям и как не сталкиваться с разрушительным воздействием импульсивности на отношения с окружающими людьми. Именно поэтому чуть ли не главной задачей родителей должно стать научение ребёнка самоконтролю. И это вполне возможно, потому что все перечисленные навыки доступны тренировке и развитию.
Закономерно то, что большинство детей, подростков и даже юных студентов весьма импульсивны. И в такой обстановке ваш ребёнок, уже умеющий контролировать свои импульсы и освоивший азы дисциплины до автоматизма, оказывается в очень выигрышном и комфортном положении.Воспитав в ребёнке эти базовые способности (самоконтроль и самодисциплина), вы удаляете от него многие конфликты со сверстниками и старшими, а также даёте мощную профилактику от личностных проблем разнообразного толка – от зависимостей до депрессий.
Итак, что может сделать любой родитель для воспитания в ребёнке самоконтроля и дисциплинированности:
1. Учите детей подходить, когда вы их зовёте
«Что?» — плохой ответ, если он исходит в вашу сторону, с большого расстояния, с помощью крика от ребёнка, которого вы уже успели позвать по имени. Неважно, находится ли он на игровой площадке, или стоит с друзьями, ребёнок должен быть научен оставить то, что хочется на пару минут, и подойти к маме или папе, которые его зовут.
Подойти к вам поближе и спокойно узнать, почему вы его зовёте – лучшее воспитание из возможных в данном случае. Объясняйте ребёнку, что самоконтроль – это и есть умение отказаться от сиюминутного желания в пользу должного. И тогда вам не нужно будет злоупотреблять окриками.
2. Учите детей спокойно и позитивно отвечать на критику
Большинство детей реагируют на критику болезненно. Либо это гневные чувства, либо это неадекватно тяжёлая пассивная обида, которая даёт излишний толчок для снижения самооценки. Оба случая – идеальное поле для воспитания самоконтроля. Вам просто необходимо научить ребёнка воспринимать критику хоть сколь-нибудь позитивно и быстро проживать свои негативные чувства после неё.
Учите детей проявлять спокойствие к критике учителей. Вознаграждайте их подробной спокойной беседой о том, что было сказано в адрес ребёнка. Учите ребёнка сдержанно не согласиться, если ему есть что ответить на критику по существу. Всё это закладывает основы для внутреннего чувства собственного достоинства, которое редко когда проявляется агрессивно или слезливо. Покажите ребёнку на примерах, что такое самоуважение, и объясните, что достоинство недостижимо без самоконтроля реакции на критику или советы в его адрес.
3. Учите ребёнка ждать и не перебивать беседу взрослых бесцеремонно
Поощряйте ребёнка, когда он проявляет терпение в очереди. Когда он находит себе приемлемое занятие в минуты ожидания в строгой общественной обстановке. Учите ребёнка слушать и слышать и правильно обращаться к родителю, когда тот занят разговором с другим человеком.
Для последнего следует научить его не вмешиваться словами в разговор взрослых, а подойти к родителю и взять его за руку. В ответ на это вы должны положить свою ладонь на ладонь ребёнка, дав ему заранее оговоренный знак, что сейчас вы договорите и переключитесь внимание на его нужды. Тогда ребёнок сможет научиться спокойно подождать, не перебивая беседу взрослых.
4. Поддерживайте любые виды деятельности, которые требуют от ребёнка дисциплинированности
Музыкальная школа, спортивные секции, уроки живописи, занятия по рукоделию, уборка комнаты, вынос мусора – всё, что требует планирования, регулярности и самодисциплины должно быть поддержано и проконтролировано с вашей стороны.
5. Говорите с ребёнком о выгодах самодисциплины, когда за выполненную работу он получает награду в виде карманных денег или специальное угощение
Любые внешние награды – это прекрасный повод обсудить награды, которые даешь себе сам. Настоящее приобретение от приработка выгуливанием соседской собаки — это не деньги, а самодисциплина. «Ты очень целеустремлен, и в тебе есть чувство ответственности — это видно из того, что ты находишь силы вставать рано каждое утро». «Я знаю, что тебе хотелось бы поиграть, но очень хорошо, что ты нашел время убрать свою комнату и помочь мне с уборкой кухни. Это говорит о твоем умении преодолевать себя».
6. Используйте время отхода ко сну для внедрения строгой дисциплины
Немало детей с трудом соглашаются на отход ко сну по режиму. Долгое время именно эта точка дня является пиковой для проявления капризов и несогласия. И это можно понять, ведь остаться в комнате один на один, при выключенном свете, когда так много интересных дел можно было бы сделать, да и мама с папой ещё бодрствуют.
Понимая детей, всё-таки не поддавайтесь пагубной жалости, которая толкает вас на нерегламентированный отход ко сну. Ведь вы упускаете идеальную и ежедневную возможность формировать привычку к самоконтролю! Определите время ложиться спать и создайте рутину с чисткой зубов и прочими гигиеническими и организационными задачами (например, собрать портфель и приготовить одежду на завтра). После чего выходите из комнаты. Можно оставлять приглушенный свет или приоткрытую дверь, если у ребёнка есть проблемы с боязнью темноты. В любом случае ребёнок должен привыкнуть, что бодрствование родителей – не повод нарушать правильный для него режим.
7. Утренние сборы на работу и в школу, месячное семейное расписание, рутинные хозяйственные дела – всё это опорные пункты для возможностей внедрять самодисциплину и самоконтроль
Личная ответственность – это умение делать правильные вещи даже тогда, когда никто не видит и не контролирует.
Для начала давайте ребёнку явные поощрения ответственного поведения. Ребенок, который достаточно ответственен, чтобы успевать к завтраку за общим столом в 7:30 утра, получает привилегию не ложиться спать до восьми вечера. Возможность самому выбрать себе одежду — это привилегия за то, что успеваешь одеться к назначенному времени. Самые обычные жизненные блага могут быть привилегиями, полученными за ответственный подход к своим обязанностям.
Некоторые родители питают сладкую иллюзию, что смогут сделать жизнь ребёнка легче, чем была у них в детстве, и не повредить при этом воспитанию самоконтроля и дисциплинированности. Иногда это продиктовано и неуёмной и неразумной добротой, когда сентиментальной любви — много, а требовательности – капли. Надо сказать, такой подход крайне редко приносит благодатные плоды.
Самые разумные родители именно в детстве создают условия для формирования в ребёнке тех эффективных качеств, которые станут фундаментом для его взрослых успехов. Самодисциплина и самоконтроль – два главных качества успешных людей, которые редко бывают несчастными. В том числе и потому, что они умеют быстро выйти из подавленного состояния, потому что обладают здоровым автоматизмом в обработке рутины и негативных эмоций.
Увы, но дети избалованные, не приученные к дисциплине и самоконтролю, часто становятся тотально несчастными, выйдя из-под опеки родителей. Хотя бы потому, что им сложно совладать с импульсивностью в отношении близких людей (будущие мужья, жёны и дети) и очень сложно быстро и безболезненно справляться с ежедневными рутинными заботами.